воскресенье, 29 августа 2010 г.

Патриотическое воспитание

Уважаемые коллеги, во всех школах Кубани, 1 сентября 2010 года будет проходить первый урок патриотизма. В сязи с этим я публикую сценарии уроков. Посещайте мой блог почаще и пользуйтесь информационными материалами.

Сценарий урока для учащихся 3-4 классов.


« Россия – Родина моя»

Цель:

- воспитание любви к родной стране, к своей малой родине.

Оборудование:

- запись музыки к песне «С чего начинается Родина?»

-видеоматериал ( презентация к сценарию о Родине, о крае, станице)

Оформление зала:

- плакат с названием праздника, плакаты с пословицами, плакаты с изображением государственной символики, карта России.

Ход праздника.
Зал украшен флагом и гербом России, развернута тематическая выставка. Звучит песня «С чего начинается Родина?».
Чтец:
Куда ни посмотришь - родные,
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.
Не ты ли меня окружила
Простором лугов и полей,
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!
За песни, которым впервые
Внимают родные края,
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя!
Ведущий:
Живут на свете мальчишки и девчонки. Все они разные – голубоглазые и кареглазые, с косичками и кудряшками. Одни живут в городе, другие в деревне, одни - на севере, другие - на юге. Но есть то, что их всех объединяет. Это Родина!
Ученик:
Вот что говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Наше Отечество, наша родина – матушка Россия, Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились, в ней говорят на нашем родном языке, а матерью- потому, что она вскормила нас своим хлебом, напоила своей водой, выучила языку, как мать, защищает и бережет нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».
Ведущий:
Давайте послушаем, что написали о России наши поэты.
Дети читают стихи:
Посреди земного шара
Есть земля под названьем Русь,
Где рассветов горят пожары,
Где дубов просветленная грусть.
Здесь озера с водой живою,
Соловьиных ночей разлив!
Как я счастлив, что здесь живу я,
Что частица я этой земли!
И ни часу нельзя, наверно,
Мне прожить без тебя вдали,
Потому что оно безмерно –
Притяжение русской земли!
Ведущий: Наша Родина - большое и красивое государство. У любого государства есть свои символы – флаг, герб, гимн. Поговорим о флаге.
Флаг нашей страны состоит из трех цветов: белого, синего и красного.
Что означает каждый цвет?
Дети:
Белый цвет- говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
Синий цвет- это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.
Красный цвет- цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину.
Ведущий:
Гимн- это главная песня страны. Он исполняется в торжественных случаях, в знак уважения к стране. Гимн полагается слушать стоя. Послушаем гимн России.
Ведущий:
Россия- Родина всех россиян, живущих в нашем государстве. Но у каждого из нас есть своя малая родина. Для нас - это наша Кубань, наш Краснодарский край, с главным городом Краснодаром, это наша станица Неберджаевская, наш дом, сад. Родина- это и
тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие над домом. Это мой город или деревня, место «где нам посчастливилось родиться». Это имена замечательных людей.
Из уроков кубановедения мы уже знаем, что каждый край также имеет свою символику: герб, гимн, флаг. Посмотрите слайд, на котором они изображены. Гимн Кубани также как и России надо слушать стоя.
Чтецы:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот..

У реки березка- скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток.
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Песня о Крымске и Неберджае в исполнение уч- ся 6 класса

Ведущий:
Любовь к Родине… Это чувство у наших предков проявлялось не в пустой болтовне, а в готовности, не жалея своей жизни, с оружием в руках встать на защищу Отечества.
Чтец:
Заглянем в глубь веков
И там увидим мы
Великих праотцов,
Отдавших жизнь свою
За Родину, за землю ту,
Где ты сейчас живешь.
Сценка:
Ученик - Доблестный воин, кто ты и откуда будешь?
Богатырь - Я воин тех времен далеких, вы их былинами зовете. Я знал великого богатыря, о котором не перестают говорить и поныне. Это доблестный богатырь Илья Муромец, в ком была великая сила. Он славы не искал. Его подвиги велики. Багатыри верно служили матушке Руси, дорогому Отечеству. Стойте за нее, как мы стояли!
Ведущая:
Прошли века – и снова битвы, я вижу Родину мою в огне сраженья, год 1812.
Выходит русский воин, одетый в форму времен войны с Наполеоном.
Ведущая : Кто будешь ты, служивый?
Воин:
Я солдат русской армии. И мы сражались с армией Наполеона под Бородино.
Ведущая:
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Воин:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!..

Изведал враг в тот день не мало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Да, были люди в наше время
Могучее, лихое племя…
Ведущая:
О связь времен, года летят, как шелестят страницы книги. Двадцатый грозный век идет, суровый и кровавый.
Выходит юноша одетый в военной форме – воин Великой Отечественной войны.
Воин Вов:
Я окончил школу и сразу пошел на фронт. Был страшный бой, нужно было взять высоту. Я вспомнил Сашу Матросова, как он в бою закрыл своим телом дзот. Вспомнил я и свою маму, лес, цветы, речку, как купались с ребятами…Кто- то должен умереть за то, что, чтобы все это было снова, пусть не у меня, у других. Я решился, закричал: « За Родину!» - и бросился вперед на дзот. Я любил тебя, моя Родина, моя Россия…
Ведущий: Век ХХI. И снова на защите наши воины. С любовью к Родине русский народ побеждал врага. Наши солдаты охраняют покой нашей Отчизны, а значит, и наш с вами покой, чтобы мы, ребята, могли учиться и жить.
Чтец:
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие –
Таким законом предки жили.
Храни огонь родного очага!

Лелей лоскут отеческой земли,
Как ни болотист, как ни каменист он,
Не потянись за черноземом чистым,
Что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой земли!
И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учили в школе,
Ты будешь знать, за что тебе стоять!

Ведущий:
Любить Родину- это значит быть добрым, отзывчивым, сострадательным, милосердным. Отчизна – самое драгоценное, святое, что есть в жизни человека. Народ прославлял Родину в своем творчестве: сочинял стихи, воспевал в песнях, пословицах, былинах, танцах. Давайте вспомним пословицы о Родине:

Дети:
- Велика святорусская земля, да везде солнышко.
- Русский человек в словах горд, в делах тверд
- Кто где родится, там и пригодится.
- На чужой стороне, Родина милей вдвойне.
- Нет в мире краше Родины нашей.

Чтец:
Когда расстанусь с детством я,
Объеду я дорог немало.
Россия – Родина моя!
Хочу, чтоб ты сильнее стала!
И чем смогу, я помогу:
Цвести полям, расти деревьям.
Российский дух поднять смогу,
Чтоб гордость за него
Досталась нашим детям.
Ведущий:
Подводя итог нашего мероприятия, мы должны любить нашу Родину.
А это значит:
(по одной строчке говорят дети)
- знать ее историю
- сохранять и преумножать ее богатства
-беречь природу
-всегда думать о ней, прославлять ее словами и поступками.
Чтец:
Все в зелени.
Ручей бежит во рву.
И день последний наступает в мае.
Я падаю в высокую траву,
Как будто бы
Россию обнимаю.
Пью запах леса,
Словно молоко
И из земли в меня – такая сила,
Что даже от России далеко
Во мне останется Россия.
Меня, наверно, удивит Париж.
Заставит Рим торжественно склониться.
В лесах российских - благодать и тишь,
Трава медовая от капелек искрится.
Вернусь сюда.
Приеду я домой
Остановлюсь у двух берез знакомых.
Запахнет земляникой и рекой,
И я в России - это значит дома.
Лесных цветов себе букет нарву,
Вдохну их удивительную силу
И упаду в высокую траву,
Как будто обниму Россию!
Россия – мать,
Святой и зримый,
Да будет жребий твой велик,
Но сохрани неповторимый,
Твой материнский светлый лик.

“Их подвиг бессмертен”
Цель: Воспитание учащихся в духе патриотизма, любви к Родине на примере героической борьбы Советского народа с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
воспитывать у детей чувства гордости за свою Родину, победившую фашизм.
расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийное оборудование, магнитофон, выставка рисунков “Дороги войны”, выставка книг “Читаем о войне”, муз. сопровождение: песня “Тёмная ночь” муз. Н. Богословского, стихи В. Агатова, 7-я симфония Шостаковича, песня Александрова “Священная война”, песня “Солнечный круг”.
Ход урока
1. Организационный момент.2. Вступительное слово учителя.
…Мы стоим на пороге, самого святого праздника – дня Победы над фашисткой Германии. Как неумолимо бежит время.
65 лет отделяет нас от суровых и грозных лет войны. Для одних война стала далёким воспоминанием, для других историей. Сегодняшний классный час мы посвящаем памяти 27 миллионов советских людей, погибших на полях сражений, сожженных в крематориях концлагерей, замученных в застенках гестапо, погибших под бомбёжками, и тем, кто дожил до светлого праздника, - Дня Победы.

Воевали не только взрослые, но и дети. 20.000 ребят получили медаль: “За оборону Москвы”, 15.249 юных ленинградцев получили медаль “За оборону Ленинграда”.
- От Бреста до Москвы – 1000 км.
- От Москвы до Берлина – 1600 км.
- От Бреста до Берлина - 2600 км, поездом – 4 суток, самолётом – 4 часа.
- А дорогами войны – 4 года.
- Война длилась – 4 года.
- 1 тыс. 418 дней и ночей.
- 34 тыс. часов.
И более 27 миллионов погибших людей.
- Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать 38 лет.
Ученик:
Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат,
Глядя в Вечный Огонь – тихой скорби сиянье, -
Ты послушай святую минуту молчанья.
Минута молчанья (Метроном)Ученица:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям,
Давайте люди никогда об этом не забудем.
Фон (звучит тихая музыка)
Ученица:
Была жизнь прекраснее летнего вечера,
Ясноглаза, светлолоба,
Прелестью облика человечьего –
Гляди на неё, да любуйся в оба!
Была жизнь прочна и богата:
С затылка до пят – золотой водопад,
Без примесей суррогата!
Ученик:
Заводы росли, а люди мужали,
И Северный полюс перелетали!
И Волгу с Москвой, обменявшись грузами,
Связали удобными, прочными узами!
Была жизнь прекраснее летнего вечера,
Ясноглаза, светлолоба,
Прелестью облика человечьего –
Смотри на неё, да любуйся в оба!
(Музыка постепенно стихает)
(Фон тревожная музыка)
Ученик:
А по ту сторону границы “обыкновенный фашизм” заливал кровью Европу, насаждая “новый порядок”: Растерзана Чехословакия, захвачена Бельгия, падение Парижа потрясло мир. Фашисты грабили Европу, жгли и уничтожали города. Великая мощь армии Адольфа Гитлера невиданно возрастала, и вскоре её остриё оказалось направлено на нашу страну. (Фон 7-я симфония Шостаковича)

Война длилась 1418 дней, почти 4 года. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города, сёла, выжжены хлебные поля, оборваны мечты и надежды советских людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.
Ученик:
Завтра рощ испугаются птицы
Завтра птиц не признают леса…
Это все только завтра случится
Через 24 часа.
Фон (тихая музыка)
Ученица:
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывая люки…
Такою все дышало тишиной
Что вся земля еще спала, казалось…
Кто знал, что между миром и войной
Всего, каких - то 5 минут осталось.
Музыка звучит громче, и включается отсчет времени – это стук Метронома.
Ученики:
- Грохот предательского обстрела Бреста донесся до каждого города и деревни нашей страны.
- Запричитала, застонала вся Земля наша.
- Заголосила раненая Родина.
- И встали, поднялись на защиту её сыновья и дочери.
- Разные были у них имена и разные национальности.
- Но все они стали братьями и сёстрами по крови, потому, что проливали её на одном великом поле битвы.
- Проливали её за спасение одной общей своей Родины.
- Глубоко возмущённые вероломным нападением и жестокостью захватчиков, люди шли и шли на площади городов.
Добровольцы осаждали помещения военкоматов.
Звучит песня Александрова “Священная война”.
Ученик:
Шли на фронт от мала до велика.
Шли вчерашние школьники,
Почти такие же школьники и девчонки, как мы!
Ученица:
Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод
Дальние разрывы
Слушал и не слышал
Ко всему привыкший 41 год!
Ученик:
41 – он был жестоким,
Чтобы вражеский снять размах,
Шли мальчишки, зажав винтовки,
В неумелых еще руках.
Ученица:
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые!
Где перестуки эшелонные
И извещенья похоронные!
Гудят накатанные рельсы
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы.
Кочуют с Запада к Востоку.
Учитель:
Но бывали минуты затишья. И пелись песни. В них бойцы вспоминали мирную жизнь, свой дом, своих любимых. (Исполнение песни “Темная ночь” сл. В. Агатова, муз. Н. Богословского. Приложение 1)
Ученики:
Восходят рассветы, сгорают закаты,
Не знает, не ищет земля тишины
В трудах и тревогах седеют солдаты –
Герои давно отгремевшей войны.
Прошли эти люди сквозь громы и пламя,
Но молодо сердце и руки сильны,
Гуляют с внучатами в солнечных парках
Герои давно отгремевшей войны.
В лучистом цвету неоглядные дали,
И песни звенят на просторах страны,
И песни, и солнце в боях отстояли
Герои давно отгремевшей войны.
Клятва
Именем солнца, именем Родины, клятву даем
Именем жизни клянемся павшим героям:
То, что отцы, не допели,
Мы допоем!
То, что отцы не построили,
Мы построим!
Ученик:
Люди!
Покуда сердца стучатся, Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полет, помните!
О тех, кто уже никогда не споет,
Помните!
Ученик:
Детям своим расскажите о них, чтобы
Тоже запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Убейте войну!
Прокляните войну!
Люди Земли!
Ученик:
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда,
Заклинаю Вас: Помните!
Исполнение песни “День Победы”
3. Обсуждение.Учитель:
- Ребята, нужно, ли говорить о людях, погибших на фронтах войны, в застенках концентрационных лагерей. Оставшихся в живых детях лишенных детства.
Что для вас означает слово “война”?
Фон (тихая музыка)
Ученик:
Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только хор наш ребячий звенел.
Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.
Исполнение песни “Солнечный круг”.
Источник:








Комментариев нет:

Отправить комментарий