воскресенье, 20 мая 2012 г.

Судьба и Родина едины

  Методические рекомендации по проведению праздника Последнего звонка и Единого Всекубанского классного часа «Судьба и Родина едины!» 

Настоящие методические рекомендации призваны помочь администрации, педагогам и библиотекарям общеобразовательных учреждений края организовать праздник Последнего звонка как Единый Всекубанский проект под девизом «Судьба и Родина едины!».
Планируется завершить учебный год циклом мероприятий, которые позволят учащимся и особенно выпускникам осознать свою сопричастность с историей большой и малой Родины, отдать дань памяти и уважения знаменитым землякам, проникнуться пониманием единства судьбы каждого кубанца с Россией и родным краем.

Под общим девизом «Судьба и Родина едины!» пройдут три мероприятия: проектная неделя, линейка, посвященная празднику Последнего звонка, и Единый Всекубанский классный час.
Тема проекта выбрана не случайно. Общеизвестно, что 2012 год был объявлен Президентом Российской Федерации Годом российской истории. Сразу несколько знаменательных дат отмечается в этом году в истории нашего Отечества, которые могут стать центральными идеями проекта:
– 1150-летие с момента зарождения российской государственности;
– 200-летие Победы в Отечественной войне 1812 года;
– 75-летие образования Краснодарского края;
– другие важные региональные (муниципальные) даты в истории малой Родины.
Проектный подход позволит решать такие важные задачи воспитания, как активное участие детей в подготовке общешкольных мероприятий и реализации социальных инициатив юных кубанцев.

I. Организационные аспекты проектной недели «Судьба и Родина едины!»

В проектной деятельности принимают участие все ученики школы с 1 по 11 класс с учетом психолого-возрастных особенностей детей и уровневого подхода к результатам социального творчества учащихся.
Проекты являются групповыми (классными), в них участвуют все ученики класса вместе с классным руководителем.
До начала проектной недели обсуждается проблема, которую предстоит решить участникам проектной деятельности, рассматриваются пути решения проблемы. Осуществляется распределение ролей в группе. При распределении функций должен учитываться принцип самостоятельного выбора учащимися направления проектной деятельности и своей социальной роли. В проектной группе возможно выделение следующих ролей: сценарист, интервьюер, социолог, комментатор, ведущий, фотограф, музейный оформитель и др.
При необходимости определяются социальные партнеры, сотрудничество с которыми может усилить проект, задать иной масштаб и интенсивность социального действия (специалисты–профессионалы, представители органов власти, работники творческих профессий, родители).
Все проекты реализуются в течение одной учебной недели (с 21 по 25 мая 2012 года), предшествующей празднику Последнего звонка, в соответствии с циклограммой проектной недели (приложение № 1).
При организации проектной недели важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности школьников. Для разных ступеней образования можно использовать следующие формы.

1-4 классы
Вторая половина мая – время экскурсий. Идея ознакомления с ближней и относительно дальней социальной средой, как частицей Родины, может быть положена в основу проектной деятельности.
1-е классы разрабатывают маршрутный лист, куда могут быть включены различные, пока неведомые первоклассникам, школьные объекты: читальный зал, медиатека, музей, в которых может быть организованна тематическая выставка (приложение № 2).
Интересным окажется организация интервью с учителями-ветеранами Великой Отечественной войны, труда, другими знаменитыми земляками, имеющими отношение к данному образовательному учреждению.
В результате ученики получают необходимую им социальную пробу. В контексте социального творчества это инициативное участие ребенка в социально-значимых делах, организованных взрослыми.
Во 2-ом классе социальное творчество группы может быть сосредоточено на подготовке реальной или виртуальной экскурсии по микрорайону, где сами дети выберут экскурсионный маршрут и проведут экскурсию по привычным, но незнакомым улицам, историческим и памятным местам своего микросоциума.
В 3-ем классе продуктом проектной деятельности может стать фоторепортаж о любимых знаковых местах родного города (станицы, поселка, хутора) с обязательным творческим представлением этих мест.
Учащиеся 4-го класса могут рассмотреть свою проблему через призму «Ленты времени» или через заочное путешествие по карте Краснодарского края. В результате этой работы на карте будут отмечены города и поселки, связанные с событиями Великой Отечественной войны, трудовыми подвигами, другими веховыми событиями из истории нашего края.

5-11 классы
В проектах необходимо активно задействовать темы, связанные с участием кубанцев в героических событиях страны и края, преемственности поколений, жизненной необходимостью исторической памяти (приложение № 3).
Каждый классный руководитель принимает самое активное участие в моделировании социального проекта класса, ориентируясь на интересы учащихся, их возраст, уровень подготовленности. В ходе конструирования продукта проектной деятельности следует избегать простого перечисления дат, фактов и событий.
Продукт проектной деятельности может быть представлен в форме:
- виртуальной экскурсии с рассказом о каждом объекте;
- заочного путешествия с выполнением творческого задания в «каждом
пункте»;
- коллажа, макета, плаката, буклета;
- устного журнала;
- видеовикторины;
- визиток-портретов исторических деятелей, знаменитых людей Кубани
и России;
- сборник собственных творческих работ;
- театрализованного представления и т.д.
Заместитель директора по воспитательной работе формирует общешкольный информационный банк проектов, включая в него презентации результатов проектной деятельности по теме «Судьба и Родина едины!».

II. Рекомендации по проведению линейки, посвященной празднику Последнего звонка
Линейка, посвященная празднику Последнего звонка, также проходит под девизом «Судьба и Родина едины!».

Девиз обыгрывается в сценарии мероприятия и в выступлениях участников торжества.
При проведении линейки необходимо соблюдать временной режим (не более 40 минут), предусмотреть посадочные места для первоклассников и гостей.
Линейка начинается с приветственного слова руководителя образовательного учреждения и выноса символов государства, региона, муниципального образования и образовательного учреждения.
Символы государства, региона, муниципального образования могут быть установлены на древке на горизонтальную плоскость, подняты на флагштоках.
Установление символов государства, края, муниципального образования, образовательного учреждения производится в порядке, предусмотренном государственным протокольным этикетом.
При одновременном размещении Государственного флага Российской Федерации и флагов субъекта Российской Федерации, муниципального образования Государственный флаг Российской Федерации располагается с левой стороны от другого флага, если стоять к ним лицом.
При одновременном размещении нечетного числа флагов Государственный флаг Российской Федерации располагается в центре, а при размещении четного числа флагов (но более двух) – левее центра. Размер других флагов не может превышать размер Государственного флага Российской Федерации.
Право выноса символов государства, региона, муниципального образования и образовательного учреждения предоставляется наиболее достойным (лучшим) обучающимся или знаменной группе.
Церемония объявляется открытой после выноса символики. Объявление является сигналом к исполнению гимнов.
Гимны исполняют или слушают стоя, в точном соответствии с утвержденной музыкальной редакцией. В случае, если исполнение гимнов сопровождается поднятием флагов (флагшток), присутствующие поворачиваются к ним лицом.
Классные руководители на линейке стоят с учащимися своих классов и обеспечивают порядок.
На линейке слово для поздравления предоставляется гостям в порядке старшинства статуса согласно государственному протокольному этикету.
В сценарном плане необходимо предусмотреть фрагменты, связанные с 75-летием образования Краснодарского края, присвоением образовательным учреждениям имен Героев Советского Союза, России, героев-кубанцев, ветеранов Великой Отечественной, Афганской и других локальных войн, выдающихся личностей Кубани.
Линейка заканчивается выносом символики, исполнением гимна(ов). По окончании линейки участники покидают место проведения церемонии в следующем порядке: почетные гости, выпускники, учащиеся младшего школьного возраста и т.д.
По сложившейся традиции торжественным финалом общешкольной линейки должна стать церемония по высадке саженцев сирени на территории школы в рамках Всекубанской акции «Сирень 45 года» как символа памяти о Великой Отечественной войне сегодняшних школьников.

III. Рекомендации по проведению Единого Всекубанского классного часа «Судьба и Родина едины!»
После завершения линейки, посвященной празднику Последнего звонка, учащиеся школы приглашаются на Единый Всекубанский классный час «Судьба и Родина едины!», где должна состояться презентация итогов проведения проектной недели.
Целью классного часа должно стать предъявление результатов проектной деятельности каждого класса.
Задачи:
осмысление неразрывной связи героических страниц истории России и Кубани с сегодняшним днем, преемственности поколений;
развитие интереса и уважения к жизни замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения ими патриотического долга.
Структурно классный час состоит из 3-х частей:
Первая (вводная) часть. Классный руководитель раскрывает понятия «Родина», «гражданин», «патриот», обозначая их взаимосвязь. Мысль о неразрывности судьбы Родины и судьбы отдельно взятого человека красной нитью проходит через весь классный час, связывая его этапы.
Говоря о судьбе Родины и о людях, её прославивших, классный руководитель говорит о том, что каждый своими поступками и своим трудом может и сегодня прославить родную землю, что ярко показали результаты проектной деятельности.
Вторая (основная) часть – презентация результатов проектной деятельности.
Целесообразно озвучить роль каждого учащегося в создании проекта: идейный вдохновитель, сценарист, интервьюер, музыкальный редактор, консультант, социолог, фотограф, оформитель, комментатор, ведущий и др., подчеркнув тем самым деятельностную сопричастность детей к истории своей Родины.
Один или несколько участников проектной деятельности представляет результат проекта – презентацию продукта проектной деятельности.
Третья (заключительная) часть. В соответствии с методикой социального проектирования в завершающей части презентации проекта происходит самооценка и самоанализ участия в проекте (рефлексия).
В начальной школе это рисунок, заключенный в заранее заготовленную классным руководителем художественную рамку и выражающий эмоциональное состояние школьника. После классного часа эти рисунки могут быть размещены в фойе школы и оформлены в «вернисаж впечатлений».
В основной и старшей школе используется методика «Незаконченное предложение».
Каждый участник проектной деятельности получает листок с незаконченным предложением, которое ему требуется завершить:
• Благодаря участию в социальном проекте я научился(ась), узнал(а), ознакомился(ась), почувствовал(а), выяснил(а), понял(а);
• На проекте я был(а):
• В результате участия в проекте я хочу (я могу, я планирую, я мечтаю);
• На проекте я впервые в жизни…
Наиболее интересные ответы размещаются на стенде.
Каждый блок мероприятий Единого Всекубанского проекта под девизом «Судьба и Родина едины!», организованных как в рамках школы, так и каждого класса, освещается на школьном сайте. Информацию на сайт предлагает каждая проектная группа, а ее отбор производит общешкольный совет во главе с заместителем директора по воспитательной работе.

Циклограмма проведения проектной недели

Понедельник (21 мая)
1. Оформление общешкольного стенда «Проектная неделя», содержащего следующую информацию:
- полный перечень проектов с указанием руководителей, консультантов, состава проектных групп;
- ежедневный сменный лист «Вести проектных групп», где будет отражаться информация от участников каждой проектной группы;
- график работы групп в компьютерном классе и т.п.
2. Организация работы проектных групп.
Итог дня: подробный план работы над проектом.

Вторник (22 мая)
1. Работа проектных групп.
2. Уточнение «продукта» проекта. Завершение этапа сбора информации; начало оформления проекта.
Итог дня: собранная информация по теме проекта.

Среда (23 мая)
1. Работа проектных групп.
2. Уточнение формы презентации проекта. Оформление проекта; начало подготовки презентации.
Итог дня: сценарий презентации проекта.

Четверг (24 мая)
1. Работа проектных групп.
2. Окончательное оформление проекта, подготовка презентации, генеральная репетиция.
Итог дня: подготовленные продукты и презентация проекта.

Пятница (25 мая)
1. Участие школьников в линейке, посвященной празднику Последнего звонка.
2. Презентация проектов на Едином Всекубанском классном часе «Судьба и родина едины!»
3. Подведение итогов работы в группах.
4. Общее подведение итогов проектной недели.
Итог дня: размещение информации на сайте школы.

Рекомендуемые заголовки книжных выставок в рамках проектной недели

• Есть под Москвой большое поле (О Бородинском поле)
• Русские победы
• Недаром помнит вся Россия
• Верные долгу и чести.
• Поле памяти
• С любовью, верой и отвагой
• По следам мужества и стойкости
• На смертный бой за нашу землю

2 комментария:

  1. Спасибо за методические рекомендации по проведению урока "Судьба и Родина едины"

    ОтветитьУдалить
  2. Елена Викторовна, здорово! Вы мой читатель! Заходите чаще и пользуйтесь необходимыми материалами.

    ОтветитьУдалить