четверг, 13 декабря 2012 г.

Генрих Гейн. Литературный юбиляр

13 декабря - 215 лет со дня рождения немецкого поэта Генриха Гейне (1797-1856).

Об авторе

Генрих Гейне (1797-1856), знаменитый немецкий поэт и публицист, родился в семье обедневшего еврейского купца в Дюссельдорфе на Рейне.
Значительное влияние на его умственное и нравственное развитие имела его мать, женщина очень образованная, восторженная последовательница Ж.Ж. Руссо и всех рационалистических учений XVIII века; разработкою же своих поэтических задатков и склонности к умственной работе юный Гейне был главным образом обязан своему дяде по матери, Симону Гельдерну, страстному библиоману, который предоставил в полное распоряжение племянника свою богатую библиотеку, а фантастической романтической обстановкою своего домашнего быта сильно действовал на его воображение. Первоначальное воспитание Гейне получил в местном католическом лицее, где ему была привита любовь к пышности католического богослужения, не покидавшая его всю жизнь. В лицее в нём начали развиваться, несмотря на ранний возраст, семена скептицизма - под влиянием лекций по философии Шалмейера, господства в ту пору в Дюссельдорфе скептического духа XVIII века и религиозного индифферентизма родителей поэта. Очень важное место в истории его умственного развития должно быть отведено и французскому, вследствие господства Наполеона над Германией, влиянию, "тесному общению с подвижными и смелыми элементами французской национальности".

Родители Гейне, мечтавшие видеть сына генералом наполеоновской армии, предназначили его после торжества реакции к купеческой профессии. Но молодой Гейне не подавал соответствующих надежд; и когда Гейне в июле 1816 отправился в Гамбург к дяде-миллионеру, Соломону Гейне, для изучения купеческого дела, он уже сознавал себя поэтом, далёким от торгашеской прозы.

Убедившись, что из Гейне купца не сделаешь, родственники дали ему возможность учиться в университете. С 1819 года - он в Бонне. На развитие романтических склонностей Гейне особенное влияние имел Шлегель. Гейне переводит стихи Байрона, пишет статью о романтизме, участвует в жизни студенческой организации - "Буршеншафт", проникнутой смутно либеральными и националистическими настроениями.

В 1820 году Гейне - в Геттингенском университете, в мещанском городе, где он знакомится с узко ограниченным миром тогдашнего филистерства. Здесь поэт почерпнул материал для своих "Путевых картин". Большое влияние на развитие Гейне оказали годы его пребывания в Берлинском университете, где он слушал лекции Гегеля, посещает литературные салоны.

В конце 1821 года появились в печати отдельной книгой стихотворения, в которых автор заявил себя романтиком, певцом любви и поэтом в народном духе. Они встретили восторженный приём в публике и печати. За ними, в начале 1823 года, последовали трагедии "Альманзор" и "Ратклиф", и сборник лирических стихотворений "Lyrisches Intermezzo", закрепивших его славу. В 1824 году он совершил по Гарцу и Тюрингии путешествие, плодом которого была первая часть "Путевых Картин". Весною 1825 года он получил степень доктора юридических наук. После кратковременного пребывания в Нордернее, давшего поэту богатый материал для будущего цикла стихотворений "Северное море", он переехал в Гамбург, предполагая заняться юридической практикой, но в конечном счёте предпочёл литературную деятельность и весьма быстро укрепил свои позиции как в прозе, так и в поэзии.

В 1826 году выходит первый из четырех томов "Путевых картин" о пешем странствии в горах Гарца "Путешествие по Гарцу". "Путевые картины" приносят Гейне широкую известность, и впредь он зарабатывает на жизнь литературным трудом. В 1827 году Гейне перерабатывает свои стихи и составляет "Книгу песен". Многие стихи этого сборника были положены на музыку Ф.Шубертом, Р.Шуманом, П.Чайковским, Э.Григом и другими композиторами. В 1829 году выходит второй том "Путевых картин", а в 1831 - третий и четвёртый. Материалом для второго и третьего томов служат поездки по Англии и Италии.

В "Путевых картинах" Гейне мало внимания уделяет местному колориту и историческим достопримечательностям. Дорожные впечатления дают ему толчок для размышлений на исторические и литературные темы. Для него описание путешествия - предлог для беспощадной критики общественного строя, удобная форма политической и литературной полемики. В "Путевых картинах" создаётся прозаическая манера Гейне - лирическая гибкая проза, изобилующая афоризмами и каламбурами, передающая тысячи оттенков и настроений и вместе с тем рисующая вещи реалистически. Гейне высмеивает реакционные, узкие, традиционные и вообще все отрицательные черты немецкой общественной жизни и намечает - наряду с резким осмеянием своих прежних националистических настроений - свой новый идеал свободной и гармонической индивидуальности. Эти книги сперва встречали восторженный приём у публики, но потом вызвали бурю негодования и были запрещены в Ганновере, Пруссии, Австрии, Мекленбурге и в большинстве мелких государств. В 1831 году Генрих Гейне уезжает из Германии и навсегда поселяется в Париже.

Из Парижа Гейне регулярно шлёт корреспонденции в газету "Allgemeine Zeitung", но вскоре по настоянию австрийской дипломатии их прекратили там печатать. Тогда Гейне издал все эти корреспонденции отдельной книгой "Французские Дела" и снабдил её таким резким предисловием, которое навсегда уничтожило для него возможность возвращения в отечество.

Из других работ Гейне этого периода выделяются те, в которых он поставил себе целью содействовать взаимному культурному сближению французов и немцев: для французов он писал "К истории религии и философии в Германии" и "Романтическую школу", а для немцев - статьи о французском искусстве, литературе, политическом движении, собранные впоследствии в 4 томах под заглавием "Салон" (1834-1840).

В 1840 году Гейне возобновил в "Allgemeine Zeitung" разносторонние публикации о жизни Парижа, в 1854 вышедшие отдельной книгой под названием "Лютеция". Это были его последние опыты в области журналистики; он начал писать стихи, которые вновь заняли доминирующее положение в его творчестве. Поэма "Атта Тролль" (1842), резко осмеивавшая односторонние крайности тогдашней немецкой политической поэзии; пессимистические "Новые Стихотворения" (1844) и поэма "Зимняя Сказка", в которой с беспощадным остроумием показана господствовавшая тогда в Германии смесь средневекового феодального порядка и "квасного" патриотизма. Она была подвергнута строгому запрещению во всех городах Пруссии, причём начальству всех пограничных городов было предписано арестовать автора, где бы он ни появился.

К тому времени здоровье поэта было сильно подорвано. В 1844 году умер дядя поэта Соломон, помощь которого была основой некоторой финансовой независимости Генриха Гейне. Наследник дяди отказался выплачивать пенсию, которую покойный словесно обязался выдавать поэту во всё продолжение его жизни. Окончилось это тем, что наследник согласился выплачивать пенсию, но при условии, по которому Гейне брал на себя обязательство ничего не печатать о семействе. Следствием этого соглашения было уничтожение мемуаров Гейне, над которыми он работал долго и с большой любовью и в которых он сам видел венец своих творений. К концу своей жизни Гейне снова начал писать мемуары, и мы имеем лишь несколько листков, вдобавок ещё изуродованных после смерти автора одним из его братьев.

Всё это оказало на здоровье поэта самое пагубное действие, открыв собою последний и страшный период его жизни. Старая болезнь пошла вперёд исполинскими шагами; в мае 1848 года, он, полуслепой, полухромой, в последний раз вышел из дому на прогулку, и с тех пор уже до самой смерти остался прикованным к своей "матрацной могиле", как называл он те 12 матрацев, на которых лежал. Ужасные страдания не мешали ему сохранить удивительную мощь духа, необычайную ясность и крепость мышления, выразившуюся в нескольких прозаических произведениях ("Боги в изгнании", "Стихийные духи", "Признания" и др.), а главное - в стихотворениях, составивших циклы "Романсеро", "Лазарь" и "Последние стихотворения", которые сам автор назвал "Жалобою, выходящею как бы из гроба".

Умер Гейне в Париже 17 февраля 1856 года. Он похоронен на Монмартрском кладбище; над могилою жена его поставила памятник, на плите которого вырезаны всего два слова: "henri heine"



ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Гейне Г. Собрание сочинений в 6 томах. М., 1983
Гейне Г., ПСС, Т.12. – С.-Петербург: изд. т-ва М.О. Вольфъ, 1900.
Гейне Г. Полн. собр. соч.: В 6-ти т. СПб., 1904

Комментариев нет:

Отправить комментарий