Дорогие старшеклассники, возможно вы будете учителем! Знакомьтесь!
Учитель - специалист, осуществляющий учебную и воспитательную работу в школах и учреждениях начального профессионального образования в соответствии с образовательными стандартами.
Основная профессиональная обязанность учителя - проведение уроков, в процессе которых он обеспечивает изучение новой информации по своему предмету, повторение и закрепление пройденного ранее, контроль и выставление оценок, а также организует самостоятельную работу учеников. Цель этого — не только собственно обучение, но и развитие, воспитание. Кроме того, учитель занимается проверкой работ учеников, подготовкой к урокам (понаблюдайте или вспомните работу хороших учителей — по любой теме у них есть заранее подготовленные пособия, набор индивидуальных заданий и т. п.), участвует в заседаниях педсоветов.
Как правило, он занимается и воспитательной работой (особенно если является классным руководителем) — проводит со школьниками различные интересные и полезные мероприятия, индивидуально разбирается с «проблемными» учениками, готовится к родительским собраниям и проводит их. В среднем непосредственно проведение уроков занимает лишь 50-60% его рабочего времени. Работают учителя, наряду со школами, гимназиями и лицеями, в учреждениях начального и среднего профессионального образования (ПТУ, училища, колледжи, техникумы). Востребованы они и в учреждениях дополнительного образования: различных кружках, секциях и т. п.
На первый взгляд кажется, что деятельность учителя должна резко различаться в зависимости от того, что именно он преподает. Однако, как показывает ряд исследований, в реальности эти различия не столь уж велики, в первую очередь человек остается учителем, а уж во вторую становится школьным «физиком», «историком» или «литератором». Зато велика специфика деятельности учителя в зависимости от возраста учеников. В начальной школе он (или, гораздо чаще, она) — буквально «вторая мама», в первую очередь воспитывающая учеников и удовлетворяющая их эмоциональные потребности, а уже потом — передающая знания. К старшим же классам учитель становится, в первую очередь, информатором, и ученики вполне обоснованно ожидают, что он в первую очередь научит их, а уж потом будет воспитывать или заботиться об их эмоциональных потребностях.
В принципе, для работы учителем достаточно и среднего специального образования, однако в процессе трудоустройства предпочтение вполне обоснованно отдается людям с высшим педагогическим образованием (особенно в крупных городах). Подготовка этих специалистов включает основательное изучение той специальности, которую предстоит препода¬вать, а также обширного блока психолого-педагогических дисциплин. Иногда учителями становятся и люди с «классическим» университетским образованием. Довольно часто совмещаются 2-3 близкие специальности (например, биология с химией или физика с математикой).
Существенно отличается подготовка учителей для начальной школы: основное внимание уделяется педагогике, возрастной психологии и методике работы с детьми, но какие-либо другие области наук особо глубоко не изучаются, вместо этого предпочтение отдается повышению общекультурного уровня будущего специалиста. Чтобы достигнуть успеха в учительской работе, необходим высокий уровень способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских), обстоятельная подготовка, а также личностные качества, располагающие к данной работе. Нужно хорошо знать преподаваемые дисциплины, владеть современными методиками обучения и воспитания, уметь и желать общаться с детьми и подростками, иметь высокую мотивацию к такой работе (не зря говорят, что Учитель с большой буквы — это не просто профессия, а призвание человека).
В целом, спрос на учителей на рынке труда несколько превышает предложение, хотя такая ситуация наблюдается не во всех регионах России. Местами существуют сложности с трудоустройством, особенно в началь¬ную школу (это напрямую связано с демографической ситуацией — детей в современной России немного).
Уровень доходов учителей в России невысок, в среднем около половины от зарплаты в промышленности (в большинстве цивилизованных стран их доход примерно равен средней зарплате в промышленности, однако особо высокооплачиваемыми работниками они не являются нигде). Относительно неплохо зарабатывают те, кто занимается репетиторством, особенно если оно направлено на подготовку к поступлению в конкретные вузы.
В пользу учительской профессии свидетельствуют и такие моменты, как длительный летний отпуск, а также относительно небольшое количество времени, которое необходимо проводить на рабочем месте. Ведь уроками занята, как правило, только первая половина дня, вторую же учитель может планировать самостоятельно. (При работе на одну ставку он обязан провести 18-20 уроков в неделю, хотя большинство других специалистов должны пробыть на рабочем месте 36-40 часов, а то и больше.) Это не означает, что в остальной период он бездельничает — ведь проверка работ учеников и подготовка к урокам тоже требуют много времени и сил. Однако свободы в распоряжении своим временем у педагогов все равно куда больше, чем, скажем, у офисных работников.
Словосочетание «карьера учителя» не очень привычно в русском языке. Перспективы карьерного роста этих специалистов связаны, прежде всего, с повышением уровня своего педагогического мастерства, победой в конкурсах профессиональных достижений, подготовкой успешных учеников (например, весьма почетным считается подготовить победителей предметных Олимпиад). Возможности для административного и материального роста не очень велики. Так, иногда учителя становятся завучами или директорами школ, переходят на управленческую работу в органы образования или становятся владельцами собственного бизнеса, направленного на оказание образовательных услуг. Такой бизнес не относится к высокодоходным, однако вполне позволяет зарабатывать в несколько раз больше, чем обычная учительская зарплата.
Источник:
Как правило, он занимается и воспитательной работой (особенно если является классным руководителем) — проводит со школьниками различные интересные и полезные мероприятия, индивидуально разбирается с «проблемными» учениками, готовится к родительским собраниям и проводит их. В среднем непосредственно проведение уроков занимает лишь 50-60% его рабочего времени. Работают учителя, наряду со школами, гимназиями и лицеями, в учреждениях начального и среднего профессионального образования (ПТУ, училища, колледжи, техникумы). Востребованы они и в учреждениях дополнительного образования: различных кружках, секциях и т. п.
На первый взгляд кажется, что деятельность учителя должна резко различаться в зависимости от того, что именно он преподает. Однако, как показывает ряд исследований, в реальности эти различия не столь уж велики, в первую очередь человек остается учителем, а уж во вторую становится школьным «физиком», «историком» или «литератором». Зато велика специфика деятельности учителя в зависимости от возраста учеников. В начальной школе он (или, гораздо чаще, она) — буквально «вторая мама», в первую очередь воспитывающая учеников и удовлетворяющая их эмоциональные потребности, а уже потом — передающая знания. К старшим же классам учитель становится, в первую очередь, информатором, и ученики вполне обоснованно ожидают, что он в первую очередь научит их, а уж потом будет воспитывать или заботиться об их эмоциональных потребностях.
В принципе, для работы учителем достаточно и среднего специального образования, однако в процессе трудоустройства предпочтение вполне обоснованно отдается людям с высшим педагогическим образованием (особенно в крупных городах). Подготовка этих специалистов включает основательное изучение той специальности, которую предстоит препода¬вать, а также обширного блока психолого-педагогических дисциплин. Иногда учителями становятся и люди с «классическим» университетским образованием. Довольно часто совмещаются 2-3 близкие специальности (например, биология с химией или физика с математикой).
Существенно отличается подготовка учителей для начальной школы: основное внимание уделяется педагогике, возрастной психологии и методике работы с детьми, но какие-либо другие области наук особо глубоко не изучаются, вместо этого предпочтение отдается повышению общекультурного уровня будущего специалиста. Чтобы достигнуть успеха в учительской работе, необходим высокий уровень способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских), обстоятельная подготовка, а также личностные качества, располагающие к данной работе. Нужно хорошо знать преподаваемые дисциплины, владеть современными методиками обучения и воспитания, уметь и желать общаться с детьми и подростками, иметь высокую мотивацию к такой работе (не зря говорят, что Учитель с большой буквы — это не просто профессия, а призвание человека).
В целом, спрос на учителей на рынке труда несколько превышает предложение, хотя такая ситуация наблюдается не во всех регионах России. Местами существуют сложности с трудоустройством, особенно в началь¬ную школу (это напрямую связано с демографической ситуацией — детей в современной России немного).
Уровень доходов учителей в России невысок, в среднем около половины от зарплаты в промышленности (в большинстве цивилизованных стран их доход примерно равен средней зарплате в промышленности, однако особо высокооплачиваемыми работниками они не являются нигде). Относительно неплохо зарабатывают те, кто занимается репетиторством, особенно если оно направлено на подготовку к поступлению в конкретные вузы.
В пользу учительской профессии свидетельствуют и такие моменты, как длительный летний отпуск, а также относительно небольшое количество времени, которое необходимо проводить на рабочем месте. Ведь уроками занята, как правило, только первая половина дня, вторую же учитель может планировать самостоятельно. (При работе на одну ставку он обязан провести 18-20 уроков в неделю, хотя большинство других специалистов должны пробыть на рабочем месте 36-40 часов, а то и больше.) Это не означает, что в остальной период он бездельничает — ведь проверка работ учеников и подготовка к урокам тоже требуют много времени и сил. Однако свободы в распоряжении своим временем у педагогов все равно куда больше, чем, скажем, у офисных работников.
Словосочетание «карьера учителя» не очень привычно в русском языке. Перспективы карьерного роста этих специалистов связаны, прежде всего, с повышением уровня своего педагогического мастерства, победой в конкурсах профессиональных достижений, подготовкой успешных учеников (например, весьма почетным считается подготовить победителей предметных Олимпиад). Возможности для административного и материального роста не очень велики. Так, иногда учителя становятся завучами или директорами школ, переходят на управленческую работу в органы образования или становятся владельцами собственного бизнеса, направленного на оказание образовательных услуг. Такой бизнес не относится к высокодоходным, однако вполне позволяет зарабатывать в несколько раз больше, чем обычная учительская зарплата.
Источник:
Комментариев нет:
Отправить комментарий